Вернуться в Избу-читальню
                                                
Краткий рассказ о путешествии на "Ниве" в Монголию
     Привет, уважаемые.
     Итак, предыстория сего дела.
Несколько человек из Питера и Москвы, по преимуществу археологи и просто путешественники, давно хотели поехать на Алтай. Затем идея развилась в направлении Монголии, страны, надо сказать наперед, необычайно красивой и представляющей огромный археологический интерес. Сказано - сделано.
     После того, как стало окончательно ясно что мы едем, месяц был потрачен на подготовку машин и закупку снаряжения, и вот в конце июля сего года три машины, в числе которых был Соболь, как основной перевозчик груза, один корейский Хундай Лантра (не смейтесь, он в Монголию не ходил :-), как впрочем и Соболь, вместо которого был нанят бухан-батоныч УАЗ) и моя фиолетовая Нива 21213 госномер В578РМ99 выдвинулись из Москвы по трассе М5 в направлении погранпункта Ташанта.
     Вам наверное будет интересно как я готовил машину. У нее был пробег к этому времени 67 тыс., никаких особых проблем не доставляла. Двигатель стандартный 1,7 карбюратор, литые диски 15 (это была большая ошибка), стандартные аммо (тоже ошибка), газобалонное оборудование (Белоруссия) с баллоном в 65 л. Карбюратор был тщательно настроен, выставлено зажигание, сменено масло в двигателе, установлен доп. электровентилятор от зубила на левую сторону радиатора с принудительным включением из салона (он меня просто спас), всякие вентиляторы в салон (в Монголии было около 40), маршрутный компьютер от ВАЗ-2110 (воткнут вместо пепельницы рядом с рычагами раздатки) с датчиками расхода топлива и эл. датчиком скорости. Бензобак был протарирован с помощью компа с точностью до 1 литра. На крыше - багажник производства Белаз (полная туфта - не покупайте никогда). Штатная защита картера уступила место более развитой питерской фирмы Шериф (тоже очень не зря). До кучи - навигатор GPS.
     Россию пролетели быстро, обогнули Казахстан по трассе через Ишим, 5-го августа мы были в Ташанте. Место это довольно забавное, как и находящийся рядом первый российский город Кош-Агач. Коренное население Кош-Агача в основном казахи, городишко (то есть большая деревня) грязный, пыльный, в Ташанте всего полтора двора, это просто маленький пограничный пункт, где в общем-то и границы нету, погранцам на всех нарушителей начхать, они не дураки выпить и что-нибудь спереть. Предупредили, что в Монголии ящур и всякую живность и то что из нее делается вывозить нельзя. Погранцы увидали Хундай и стали долго и неприлично смеяться, спросив нас: Вы что, собираетесь на ней в Монголию ехать? Так Хундай остался на нашей стороне границы, а Соболь - на той, в первом приграничном городе Баян-Ульгие. Дальше - Монголия...
     Вообще, надо сказать, что для Нивовода, то есть человека привыкшего смотреть на все дороги в плане сравнения с танкодромом, Монголия явится весьма отрезвляющим и в то же время вызывающим пространством, где все предыдущие внедорожные приключения покажутся детской забавой. Прежде всего, там НЕТ дорог в европейском понимании. Нигде (ну разве что около Улан-Батора). Есть именно "направления", лишенные указателей и знаков, проложенные и раскатанные-разбитые УАЗиками и Зилами с Кразами по бескрайней ровнейшей степи, сливающейся с небом на горизонте, или же через горные перевалы в отрогах Монгольского Алтая высотой до 3-х тыс. м и с подъемами в 45 град (на которые Нива карабкалась с поразительной прытью почище любого УАЗа и ГАЗ-66), где даже на пониженной передаче трудно съехать вниз не трогая тормоз, или же через песчаную пустыню Гоби, где вас могут застать песчаные бури, забивающие за пять секунд радиатор, через быстрые и холодные горные речки, мост через которые может обрываться аккурат на их середине, а броды - по капот. Летом днем температура до 45 град., ночью она падает почти до нуля. 92-й бензин есть лишь в некоторых крупных городах, а так - 76, и берегитесь нарваться на китайский - в нем до 20 процентов воды... Сами монголы ездят исключительно на УАЗах и Зилах, редко Кразы. Другие машины там не выдерживают и 40 тыс пробега. У Камазов летит двигатель, у Жигулей - двигатель и подвеска. Если встанешь где-нибудь, помощи особо ждать неоткуда: хорошо, если мимо тебя за час пройдет какая-нибудь машина, но вот разобраться в Ниве ее обитатель вряд ли сможет. Это все же не УАЗик. Так что все запчасти нужно иметь с собой.
     Монголы - народ до сих пор кочевой. Крупных городов мало, по сути дела он только один такой - Улан-Баатар. Остальные все - 3-4 улицы, 2-3 этажные дома, а по преимуществу - юрты. И в городе, и в степи. Разонравилось место стоянки - собрал стадо, погрузил скарб в грузовик или на верблюдов, и вперед куда глаза глядят. Основное занятие монголов и их единственный практически источник денег - животноводство. Мясо и шкуры идут на эскорт в Китай и Россию, взамен все остальное, сплоть до овощей, потому для иностранца там все очень дорого. Как в Швейцарии :-) Бензин стоит, например, вдвое дороже, чем в Кош-Агаче. Бывают заправки и в пустыне: торчит шест и стоит колонка с юртой, вышедший из которой монгол начинает руками крутить насос в колонке и наливать вам в бак коричневую жидкость, по запаху весьма отдаленно напоминающую бензин :-))
     Представьте себе степь, простирающуюся вокруг, насколько хватает глаз, и массу грунтовок, идущих параллельно друг другу вперед. Есть ли там дороги? - Там сто дорог, ответит вам монгол. И это дает простор фантазии, ты словно проникаешься ширью и смелостью этих невероятных просторов, где само движение человека есть вызов стихии. И эти фиолетовые и синие краски горных хребтов, миражи на горизонте, развалины древних буддийских монастырей, внезапно собирающиеся сильнейшие бури, после каждой из которых на небе двойная, а то и тройная радуга, низко висящие ночью звезды в чистейшем небе, озера, полные рыбы, древние могильники и каменные бабы, нетронутые тысячелетиями, фантастика и сюрреализм лунных пейзажей в местах, где кажется только недавно было морское дно... Там мы устраивали классные гонки по ровной как зеркало степи с УАЗАми на скорость - представьте себе машины, несущиеся под сотню, поднимающие клубы пыли до самого неба... Но обычно все же дороги в Монголии ужасны - даже если нет перевала, они могут идти по громадным и острым камням, норовящим порвать шины и пробить передний мост или раздатку, с колеей высотой только для Зила, по крупному гравию или же просто грейдеру, напоминающему стиральную доску, на котором при скорости больше 20 км в час начинает трясти так, что кажется, что держишь не руль, а отбойный молоток. Этот грейдер - самое опасное, что может быть для машины, он растрясает все, у меня как-то даже коммутатор открутился. Багажник лопался 4 раза. Из переднего моста лилось масло. В бензобак заливался "ерш" - смесь привезенного в канистрах 92-го и местного 76-го. Расход на перевалах - литров 18! Газовое оборудование дало течь, мы были на волосок от взрыва. Машина была перегружена, задние аммо работали на отбой. И еще - без доп. электровентилятора закипишь обязательно, если не на равнине, то на перевале точно. Эффективная штучка. Но все же Нива выдержала. Мы прошли до Улан-Батора почти по параллели и обратно, сделав крюк на юг в сторону Китая. Не встала ни в Монголии, ни после на Алтае. Но там уже были дороги... И всего около 15 тыс. км. Курьез: а что такое за регион 99? - регулярно спрашивали меня гаишники за Новосибирском. Вот так...
     Потом была дорога назад. Усть-Кокса и Катунь, текущая от Белухи, Горно-Алтайск, Новосибирск, Омск, Шадринск, Челябинск, Уфа, Самара, Тольятти, Сызрань, Рязань. Были и проблемы, но вот что я могу сказать: проехав всю Россию, везде найдешь необычайно отзывчивых и простых людей. Они тебя видят в первый раз, через час расстанешься навсегда, но все равно помогут всем. И денег не возьмут, хотя живет народ везде совсем не богато. И в Сибири, и в Башкирии, и в Тольятти, и на Алтае. Доллар туда еще не проник. На нашу столичную мелкую меркантильность после этого всего смотреть, э... ну, противно словом.
     Неделю протусовался в Тольятти, посмотрел, как там поставлены дела по новым машинам и запчастям. Много наслушался про дела на заводе. Занятный город, надо сказать. Но все ремонты довольно дешевы, как и запчасти. Кроме шин - эти все привозные и дорогие. Видел новые Нивы - их там как грязи... Появилась новая модель российского гидроусилителя для Нив на базе старого от ЦФ, но уже не требующая переделок места крепления редуктора. Стоит около 450. Идея с электроусилителем на новых Нивах померла.
     Кстати бензин в Тольятти очень дешевый - до 6 р за литр! Самый дешевый газ по маршруту - около Тюмени (3 р за литр). Самый дорогой бензин - на Урале на перевалах (почти 9 р). На Алтае - порядка 7,8 за л. Газ почти везде за пределами Моск. обл - около 3,5 р за л. Вспоминаю ночную гонку под Рязанью с каким-то Пассатом, когда мы весело пролетели на скорости под 160 километров наверное 50, сменяя друг друга в роли лидера и "сидящего на хвосте". Мужик из Пассата долго не мог понять, почему он не может оторваться от Нивы на скорости выше 140. Быстрее ехать он боялся.
     Приехали в конце сентября, только сейчас руки дошли написать. А Ниве надо памятник поставить.
©  Robin Good  02 Ноября 2001 г.
Оригинал - http://www.auto.ru/wwwboards/niva/0623/191418.shtml
Вернуться в Избу-читальню