Открытое письмо
ко всем руководителям, имеющим отношение к российской автомобильной промышленности,
а также ко всем, кого это касается.
В настоящее время на ВАЗе одновременно сворачивается производство отечественного
внедорожника "Нива" (ВАЗ 21213, 21214), и начинается производство
отечественного по рождению, но "усыновлённого" концерном General Motors
автомобиля "Шевроле-Нива" на специально созданном совместном
предприятии.
Участники вышеназванного проекта не скрывают, что производство "старой"
"Нивы" будет прекращено по требованию GM, профинансировавшего
новое СП и давшего новому автомобилю новое имя. Причина этого требования также очевидна: стремление
устранить реального конкурента с целью извлечения скорейшей прибыли. Но
такое поведение больше похоже на стереотип представления о предпринимателе
периода "дикого капитализма", и данный пример подошел бы преподавателям
научного коммунизма, если бы таковые еще существовали, как образец решения,
диктуемого исключительно прибылью, без оглядки на прочие обстоятельства,
в том числе социальные последствия.
Первоначально было объявлено о постепенном сворачивании производства "Нив"
2121х в срок до 2005г. Затем последовало скоропалительное решение о прекращении
производства "Нив" на ВАЗе уже в 2003г.
Заинтересованные лица пытаются представить все происходящее как очередной
шаг в развитии отечественного автопрома, хотя у рядовых граждан нет уверенности
в том, что это шаг вперед - они склонны оценивать его скорее, как шараханье
в сторону. Новая модель появилась, развитие налицо, но какова цена этого
"прогресса"?
Заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин в
интервью газете "МК-Мобиль" (от 11.02.2003 г.) в ответ на вопрос
о замене дешевой "Нивы" на более дорогую "Шевроле-Ниву"
утверждает: "Ну, во-первых, она недорогая, а во-вторых, нельзя же
без конца выпускать старую модель." Похоже, г-н зам.министра хорошо знаком
с аргументами сторонников скорейшей "смены моделей" - именно
так, в кавычках.
Цена "замены", без малого в два раза превышает цену предшественницы.
Это означает, что во многих местах, где люди могли бы использовать две
"старых" "Нивы", скоро не будет ни одной - в первую
очередь, это относится к российской "глубинке". Или руководство
СП и ВАЗа считают, что двукратный рост платежеспособности российских граждан
состоится уже в 2003, даже не в 2005 году? При этом "Шевроле-Ниву"
заявляют как "недорогой" внедорожник, хотя очевидного лукавства
скрывать даже не пытаются. За точку отсчета берут стоимость аналогов, производимых
коллегами и конкурентами GM, - японскими, европейскими и американскими
корпорациями, уровень цен на продукцию которых и их соотношение с ценами
на отечественные автомобили наверняка представляют себе все возможные адресаты
данного открытого письма.
Таким образом, налицо намерение установить явный ценовой диктат монополиста
- в нашем случае СП "GM-АвтоВаз". "Нива" - автомобиль
в своём роде уникальный, не имеющий аналогов в своём ценовом диапазоне.
И именно поэтому до сих пор ВАЗ являлся монополистом в данном сегменте
рынка автомобилей. В случае с другими моделями ВАЗа ничего подобного коллизии
"Нива"-"Шевроле-Нива" не происходит. Легко себе представить,
как отреагировал бы рынок на снятие "девятого" семейства с производства,
с одновременным предложением "десятого" по двойной цене. Параллельный
выпуск "устаревших" 2108 -09 и "современных" 2110 etc
доказывает, что новая модель зачастую - это не прямой конкурент, а дополнение
к старой, предложение для нового сегмента рынка.
В том же номере "МК-Мобиля",
в статье Евгения Константинова, посвящённой обсуждаемой теме, приводится
в пример компания "Land Rover", которая (цитата): "…выпускает
вообще три внедорожника разных ценовых групп: Defender, Discovery и Range
Rover, не считая "паркетного" Freelander. При этом по дизайну
Defender вообще не менялся с 1983 года." Да и концерн Daimler-Chrysler, выпустив Mercedes ML-класса не поторопился снять с производства G-класс, выпускающийся практически без изменений с 1979 года.
Да, "Ниве" недавно исполнилось 25 лет, и это вполне почтенный
возраст для модели автомобиля. Но почему авторы обсуждаемого решения вспоминают
об устарелости именно модели 2121 с модификациями? Производство куда как
более заслуженных заднеприводных ВАЗов не прекращается, по крайней мере
не изгоняется из России потому, что в этом случае нет монополии и нет диктующего
свою волю иностранного инвестора.
Также считаем необходимым ещё раз подчеркнуть, что исчезновение "старой"
"Нивы" лишит доступного транспортного средства не столько городских
любителей природы, сколько жителей сельских районов. Тех, для которых квалифицированный
автосервис - пока только перспектива, а "Нива", особенно модели
21213, является оптимальным компромиссом по надежности, простоте обслуживания
и стоимости.
"Нива" 2121х до сих пор пользуется спросом во всем мире. И, увы,
у нас в скором времени может появиться повод завидовать жителям Казахстана,
Эквадора и Уругвая - в этих странах продолжится производство старой "Нивы"
из машинокомплектов ВАЗа.
По сообщениям пресс-центра АО АвтоВАЗ, ВАЗ-21214 занял второе место в опросе "Лучшие внедорожники 2003 года", проведенного немецким журналом «Off Road» среди жителей Европы.
И при этом в России "старушка" пришлась
не ко двору
- "Поди прочь", заявил ей богатый жених своенравной
дочки.
- "За державу обидно" - лучше не скажешь.
Известие о снятии с производства "Нивы" привело к ажиотажному
спросу, возник настоящий дефицит, продавцы резко взвинтили цены на оставшиеся
машины. По сообщениям новостных агентств, на ВАЗе увеличили продолжительность
смены на производстве "Нив", стремясь удовлетворить возросший
спрос. Есть ли тут логика: увеличивать производство, чтобы скорее снять
с производства? И чья это логика? При всем при том "Шевроле-Нива"
действительно интересный, перспективный и многообещающий автомобиль. У
него, безусловно, есть своё место на рынке, есть свои покупатели (в салонах
дилеров GM запись!), которые отнюдь не собираются приобретать Ниву-Ладу. И, наоборот, далеко не все желающие приобрести ВАЗ-2121Х "переключатся" на Шевроле-Ниву. То есть, замещая одну модель другой, альянс двух автогигантов не расширяет долю своих покупателей, а заменяет одних другими. Эту ли цель преследовали создатели СП?
Акции протеста против снятия "Нивы" 2121х с производсва происходят и за рубежом, причём в странах, задающих тон в автомобилестроении.
В опросе на сайте
http://www.lada-niva-ig.de (Германия) 64% ответивших хотели бы приобрести "старую" "Ниву" 2121.
Там же на вопрос "Должна ли Лада-Нива и дальше продаваться в Европе?" все ответившие (100%) сказали: "Да". И это неудивительно. Как известно, "Нива" - единственный отечественный автомобиль, экспортировавшийся в несколько стран Европы, Северную и Южную Америку, Африку и даже в Японию.
Можно с уверенностью утверждать, что снятие с производства "старой "Нивы" 2121х на обсуждаемых условиях подорвёт не только престиж ВАЗа и отечественного автопрома, но и России в целом.
В прошлом году была принята программа по развитию автомобилестроения в России. И вряд ли она подразумевала то, что единственный по настоящему удачный отечественный легковой автомобиль, выпущенный многомиллионным тиражом, пользующийся высоким устойчивым спросом и в нашей стране и за рубежом, будет скоропалительно снят с производства. Жаль, но на замечательном автомобиле, гордости отечественного автопрома, поставлен крест, в прямом и переносном смысле.
Мы, подписавшие данное письмо, не питаем иллюзий относительно возможной
действенности обращений, подобных этому. Но мы также надеемся, что в современной
России есть люди и силы, способные воспринимать аргументы, диктуемые здравым
смыслом и интересами российского народа. Также мы считаем, что в настоящее
время решение о прекращении производства "Нивы" ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214
и их модификаций - преждевременное, недальновидное и чисто конъюнктурное.
И мы хотим, чтобы об этом мнении узнали Лица, Принимающие Решения - на
всех уровнях.
Поэтому мы обращаемся:
К государственным деятелям всех рангов, включая самые высокие:
Найдите
способы и возможности повлиять на ситуацию с целью продолжения производства
в России необходимого россиянам автомобиля - "Нивы" ВАЗ-2121х!
К руководителям концерна General Motors и АвтоВАЗа:
Проявите дальновидное
благоразумие, не ставьте тактические интересы выше стратегических! Не демонстрируйте россиянам пример недемократического буржуазного эгоизма
и приемы монопольного давления! Сохраните
в производстве ВАЗ 2121х!
К руководителям СП:
Примите участие в честной конкуренции! Сохраните преемственность!
К Министерству РФ по антимонопольной политике:
Нет ли у вашего ведомства
своего мнения по существу обсуждаемого вопроса?
К журналам и газетам, теле- и радиопередачам, интернет-сайтам автомобильной
тематики:
Поддержите наше обращение! Найдите свои способы довести его до
конкретных руководителей.
Ко всем, кому все это небезразлично:
Подпишитесь! Пусть именно Ваш голос
будет решающим!